Всемирный банк объявил о глобальном кризисе школьного образования
Свыше 60% учеников начальной школы в развивающихся странах не обладают минимальными навыкамиШкольное образование во всем мире переживает кризис, говорится в докладе Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать». Дети стали проводить в школе больше времени – в развивающихся странах среднее время обучения с 1950 по 2010 г. выросло с 2 лет до 7,2 года. Но многие так и не овладевают элементарными навыками: не могут правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации лечащего врача. И это при том, что жителям стран с более слабой экономикой, чтобы преуспеть в жизни, нужно значительно больше знаний и навыков, чем населению развитых экономик. Часто дети находятся в школе, но не учатся, говорится в докладе.
25% лучших учеников в странах со средним доходом (среди них и Россия) оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. В Перу, например, половина второклассников не смогли прочесть простейшие слова, половина третьеклассников в Никарагуа – сложить пять и шесть. В целом более 60% учеников начальной школы в развивающихся странах, по оценке Всемирного банка, не обладают минимальными навыками: не способны выполнить простые расчеты с целыми числами, объяснить столбчатую диаграмму. В странах с высоким доходом это могут почти все дети, окончившие начальную школу: 99% в Японии, 98% в Норвегии, 91% в Австралии. В России 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, так и не овладевают базовыми знаниями и навыками, оценивает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, – правда, ситуация улучшается: четыре года назад таких было 25%.
Результат – низкое качество рабочей силы, пишет Всемирный банк. Проблема даже не в недостатке сотрудников с образованием, а в недостатке работников, в принципе способных к обучению. Такие люди всю жизнь работают в местах, где требуется минимум навыков чтения и счета, их заработки и мобильность крайне низки. Хотя сейчас работник должен не только уметь читать, писать и считать – он должен решать проблемы, работать в команде, обладать техническими навыками.
Даже попасть в школу для многих детей проблема – в силу бедности, этнической принадлежности, пола, инвалидности, военно-политического конфликта в стране. А если ребенок и попадает в школу, часто он оказывается к ней просто не готов. Голод, болезни, недостаток вложений со стороны родителей – в результате дети физически не способны учиться. Не хватает навыков и мотивации и самим учителям, пишет Всемирный банк: почти во всех странах 15-летние подростки, которые планируют стать учителями, не дотягивают до среднего результата теста PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) по своей стране.
Даже если страна идет по пути инноваций, результат не гарантирован: в Южной Корее школьники продолжают дополнительно посещать частные школы, где их натаскивают на тесты. Возможность реализовать «эталонную» модель школы, которой считается финская, под вопросом: Финляндия сделала ставку на автономию учителей, но, если дать автономию плохо образованным, немотивированным учителям в школах с плохим управлением, ситуация может лишь ухудшиться, пишет Всемирный банк. Возможно сопротивление и со стороны местных властей, да и бизнес часто не заинтересован инвестировать в образование – его больше интересует снижение налоговой нагрузки.
У детей из бедных семей меньше возможностей получить когнитивные навыки, необходимые для учебы в вузе, чем у детей состоятельных родителей, писал старший научный сотрудник РАНХиГС Иван Любимов в «Вопросах экономики»: чем хуже образование на текущей ступени, тем труднее осваивать следующую. Поэтому расширение программ обучения в вузах или курсов переподготовки работников может оказаться неэффективным. Выходцы из состоятельных семей также активнее пользуются интернет-курсами, доступными для всех, указывал он.
Исследования показывают, что в России родители детей, особенно в Москве и крупных городах, среди обеспеченных слоев населения начинают заботиться об образовании ребенка еще до поступления в школу, отмечает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов. В столице более актуальна другая проблема, говорит он: первоклассники переподготовлены, им неинтересна стандартная школьная программа – в результате они «скучают» и не получают навыков непрерывного обучения. Для большинства родителей в России «официальная норма» – высшее образование, минимум – среднее профессиональное, продолжает он, в школе дети занимаются дополнительно – чем ближе к экзаменам, тем больше. Проблема нехватки кадров также в значительной степени снята благодаря росту зарплат, в школах есть компьютеры, учебники, замечает он.
Как правило, при проведении экономических реформ страны начинают с системы образования, говорит Ященко. Среди майских указов президента Владимира Путина также была концепция развития математического образования. И уровень математического образования в России действительно вырос, отмечает Ященко: в 2015 г. выпускников, которые набирали 80 и более баллов по ЕГЭ, было около 12 000, в 2017 г. – около 19 000. Остается, однако, много регионов с серьезными проблемами в системе образования, продолжает он. В концепции математического образования одной из главных проблем назван недостаток мотивации – как у родителей, так и у учителей. Также школы должны уделять больше внимания развитию талантов, указывает он.
Конкурс и проходные баллы в педагогические вузы резко выросли, говорит Ященко: в этом году первый набор будущих учителей математики в Высшей школе экономики дал проходной балл 243. Значит, у хорошо подготовленных молодых людей есть желание работать в школе и понимание востребованности профессии, заключает он: еще недавно в педагогические вузы шли худшие ученики, а учителями впоследствии становились худшие из них – остальные уходили в другие сферы.
Всемирный банк предлагает развивать национальные и международные системы оценки, причем не только результатов школьников, но и подготовки детей к школе, навыков учителей, качества менеджмента школ, достаточности финансирования, готовить детей к школе еще с рождения: помогать матерям с питанием, создавать условия для обучения на дому, развивать систему яслей и детских садов. Нужно облегчить финансовую нагрузку на родителей школьников – например, за счет бесплатного школьного питания, разработать специальные обучающие курсы для тех, кто школы уже покинул и кому недостает навыков и знаний для работы.
Необходимо также повышать качество подготовки учителей, пишет Всемирный банк, мотивировать их не только учить сильных учеников, но и проводить дополнительные занятия с отстающими либо переформировывать классы, также нужно награждать педагогов за хорошие результаты работы. Необходимо контролировать использование ресурсов, выделяемых на образование, обратить внимание властей и школ на то, как учителя общаются с учениками.
Реформу образования предложил президенту председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в стратегии развития России до 2024 г. Одна из ключевых мер – перераспределить расходы государственного бюджета в пользу образования. Чтобы обеспечить России экономический рост, нужно реформировать систему образования на всех этапах, указывал он, в том числе ввести обязательную подготовительную школу для детей 5–6 лет, профильное образование старшеклассников, создать не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.